Региональные рынки и пространственная теория цены
Многие учебники микроэкономики начинаются с анализ механизма спроса и предложения на товарном рынке, демонстрируя при этом модель рыночного равновесия, где предполагается, что спрос на товар D падает при увеличении цены Р, предложение товара S, наоборот, растет при увеличении цены (рис. 3.6). Пересечение обратных функций спроса и предложения QD = D(P) и QS = S(P) дает точку равновесия спроса и предложения Q* и цену равновесия Р*:
Q* = D (Р*) = S (Р*).
Приведенная широко известная модель имеет, однако, принципиальный недостаток: она игнорирует влияние пространства или (что по сути то же самое) допускает, что рынок является точкой. Для теории пространственной или региональной экономики такие предположения неприемлемы. По-видимому, первым, кто обратил внимание на это несоответствие (еще в 1838 г.), был французский экономист — математик О. Курно.
Начальный шаг анализа механизма спроса и предложения в экономическом пространстве — это рассмотрение пространственно разделенных автономных региональных рынков. Очевидно, что в каждом полностью автономном регионе будут устанавливаться свое рыночное равновесие спроса и предложения и свои цены рыночного равновесия, т.е. в каждом регионе описанная выше модель будет «работать» автономно.
Ситуация принципиально усложняется, если региональные рынки связываются друг с другом. Проведем анализ двух рынков региональной системы, производящей и потребляющей однородный товар.
Пусть А1 — цена равновесия для автономного региона 1; А2 — то же для автономного региона 2; Т1,2 — транспортные затраты на доставку единицы товара из региона 1 в регион 2; Т2,1— транспортные затраты на доставку единицы товара из региона 2 в регион 1. Задача состоит в том, чтобы определить объемы производства, межрегиональные поставки товара и цены равновесия (Р1* и Р2*) в системе связанных региональных рынков.
Пусть для определенности А2 > А1. Тогда у производителей (продавцов) возникает стимул для поставки товара из региона 1 в регион 2 с целью реализации его по более высокой цене. Последствие открытия региональных рынков будет зависеть от соотношения разницы А2 — А1 и транспортных затрат Т1,2 .
Если оказывается, что А2 — А1 < Т1,2 , то межрегиональная торговля неэффективна, поскольку выигрыш производителя (продавца) региона 1 на цене реализуемого товара меньше транспортных затрат. В этом случае состояние равновесия региональных рынков сохраняются такими же, как и при автономном их функционировании. Более интересен вариант, когда А1 = А2 . Тогда выгодно поставлять товар из региона 1 в регион 2, а на каждом региональном рынке установится новое равновесие. Цены равновесия будут удовлетворять условию Р2* = Р1* + Т1,2 (причем Р1* > А1; Р2* < А2) , а вывоз товара из региона 1 в регион 2 будет равен ввозу товара в регион 2 из региона 1 (с обратным знаком):
E1,2 = E2,1 .
Выведение условий рыночного равновесия для многорегиональной системы представляет собой принципиально более сложную математическую задачу. До создания мощных компьютеров и алгоритмов нахождения состояния равновесия в задачах большей размерности предпринимались попытки моделирования решений с помощью особых методик. В настоящее время решение таких задач не представляет чрезмерной сложности.
Похожие работы:
- Региональные рынки и пространственная теория цены
Многие учебники микроэкономики начинаются с анализ механизма спроса и предложения на товарном рынке, демонстрируя при этом модель рыночного равновесия, где предполагается, что спрос на товар D падает ...
- Пространственная организация экономики
Теории структуризации и эффективной организации экономического пространства опираются на функциональные свойства форм пространственной организации производства и расселения — промышленных и транспортн...
- Пространственная сфера ведения боевых действий. Особые зоны и приравненные к ним территории
Пределы действия МГП в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Действие нормативных актов распространяется, как правило, на территорию, подведомственную орг...
- Теория предельной полезности как теория ценообразования
Одним из основных постулатов классической политической экономии являлось положение, что в основе стоимости и цены товаров лежат затраты труда (или, в другом варианте - издержки производства). Но однов...
- Первичные и вторичные рынки
Если попытаться дать самые общие определения, то “первичный” рынок — это термин, который используется для описания тех случаев, когда ценные бумаги впервые появляются на публичной арене обычно в обмен...